четверг, 29 декабря 2011 г.

Музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Перелистывая альбом «Сальвадор Дали» с иллюстрациями его странных картин, написанными, как может показаться, безумным человеком, всякий раз поражаешься его фантазии и непредсказуемости. Картины Сальвадора Дали притягивают как магнит, что-то в них есть завораживающее. Иногда кажется, что его работы просто эпатаж, что он подсмеивается над зрителем, но смотреть-то жутко интересно. В-общем, гений.
До поездки в Испанию мы даже представить себе не могли, что увидим своими глазами многие из работ Дали, увидим обстановку, в которой он создавал свои шедевры, увидим, наконец, в натуре «сюрреализм — реакционное, упадническое течение в литературе и искусстве, в котором большое значение играют сновидения, галлюцинации и бред, яркий образец разложения буржуазной культуры эпохи империализма», как написано в предисловии к альбому «Сальвадор Дали», изданному еще в советское время. И вот, как говорил Остап Бендер, «сбылась мечта идиота»: мы едем в Фигерас — город, где родился Сальвадор Дали, где есть удивительный музей-театр, спроектированный и построенный им самим, и в подвале которого он и был похоронен.
Мы выезжаем из Бланеса утром и направляемся на дорогу N-II, иногда она становится дорогой А-2, потом снова превращается в N-II. Это — бесплатная дорога. Конечно, по платной AP-7 мы долетели бы до Фигераса за час, поскольку всего-то 80 км., но мы едем по бесплатной N-II, которая просто меньше AP-7, с двусторонним движением, но качество дорожного полотна такое же превосходное. Жерона — на полпути от Бланеса к Фигерасу. Но мы не будем терять времени на Жерону, заедем в Жирону на обратном пути, ведь неизвестно, как долго мы будем в Фигерасе. Итак, поехали. Вот как выглядит бесплатная дорога N-II — дублер платной AP-7.


Эти две дороги идут почти параллельно, иногда пересекаясь, то есть N-II ныряет под эстакаду AP-7 с одной стороны и выныривает с другой. Вообще, при хорошем раскладе и по платной и по бесплатной дороге можно доехать от Бланеса до Фигераса за одно и то же время — за час. Тогда вопрос: чем отличается бесплатная N-II от платной AP-7? Ответ: вероятностью возникновения пробок. В такую пробку мы и попали. Машины вдруг начали тормозить, пока ни выстроились в длинную очередь на пару километров, продвигались вперед рывками, а некоторые машины разворачивались и уезжали. Возможно, уезжали на AP-7. Но мы стояли и передвигались как и большинство, пока не доехали до источника пробки. Авария произошла на перекрестке.


Дальше мы двигались опять без остановок. То что задержались на час, мы не жалели. Зато выходили подышать осенним воздухом, любовались природой и посмотрели как оперативно работают службы  полиция, медики, дорожные службы. Тоже ведь интересно. Совсем скоро Жирона осталась слева, и через полчаса мы уже въезжали в Фигерас. У нас не было не навигатора, ни карты Фигераса, мы как въехали в город, так и двигались только прямо, пока не доехали до площади с круговым движением, на которой оказался рынок, а рядом с ним подземная парковка. В нее мы и занырнули. На парковке поинтересовались, где музей Сальвадора Дали. Нам сказали, что он совсем рядом. Надо пройти через La Rambla, и музей будет в двух шагах.
Оставив машину на подземной платной стоянке, мы вышли на площадь и осмотрелись в центре Фигейреса. Здесь все нам понравилось. Все неожиданно, опрятно, уютно и красиво. Волшебный город!
Перешли на улочку, ведущую к La Rambla и музею Сальвадора Дали.
И вот мы уже пересекли La Rambla (она у нас за спиной). Фактически местная Ла Рамбла  такой уютный тенистый парк. Тихо и не суетливо. Это Ла-Рамбла в Фигерасе. Ла Рамбла переводится как проспект. Также как и в Барселоне это улица для прогулок. Еще у нас за спиной слева видно небольшой монумент. Narcís Monturiol Estarriol  каталонский инженер, художник и интеллектуал. Это ему монумент. Он был изобретателем первого двигателя внутреннего сгорания управляемой подводной лодки. Фигерас помнит и чтит своих выдающихся горожан. Идем дальше.
Яйца на крыше музея Сальвадора Дали в Фигерасе
А вот и знаменитые яйца на крыше музея Сальвадоро Дали. Музей возник на развалинах здания бывшего городского театра, сгоревшего во время гражданской войны 1939 года. Здание выкупил Дали в 1970 году и на свои деньги сделал с ним то, что мы видим сегодня. Открылся музей Сальвадора Дали в сентябре 1974 года.
Музей Сальвадора Дали в Фигерасе
Мэр Фигераса, предложивший Дали купить здание, не прогадал. Люди специально приезжают в Фигерас, чтобы посетить этот музей, получают удовольствие от увиденного и, покупая билеты, непрерывно пополняют казну Фигераса. 11 евро стоит билет. Мы покупаем билеты и во внутреннем дворике занимаем очередь. Желающих много. Пока продвигается очередь, осмотриваем дворик музея.
Во дворе музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе
Кто-то, похожий на Сальвадора Дали с телевизором во лбу.
Во дворе музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе
Во дворе музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе: живописец Менсонье.
Это  живописец Менсонье.
Во дворе музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе: реальная лестница, переходящая в ее изображение.
Это реальная лестница, переходящая в ее изображение.

Но вот подошла наша очередь, и мы заходим в музей Сальвадора Дали.


Внутренний дворик музея-театра Сальвадора Дали
Зашли внутрь здания, во внутренний дворик, в своего рода прихожую. Цилиндрическое помещение, в центре которого находится кадиллак Сальвадора Дали.
Внутренний дворик музея-театра Сальвадора Дали с композицией ДОЖДЛИВОЕ ТАКСИ
Внутренний дворик музея-театра Сальвадора Дали с композицией ДОЖДЛИВОЕ ТАКСИ
Люди заглядывают через разбитое стекло внутрь кадиллака. Заглянем туда и мы. За рулем Гала — жена, спутница жизни, любовь, муза Дали, на заднем сиденье сам Дали с дырой в груди. Не верите? Загляните внутрь, но только после нас.


Трудно сказать, для чего Дали поставил на капот женщину, «приятную во всех отношениях», поставил и поставил. Так было надо. Такой был у него внутренний позыв. Сам Сальвадор Дали так сказал однажды о своих работах: «Тот факт, что во время работы я сам не понимаю своих собственных картин, не означает, что они бессмысленны; напротив, их смысл настолько глубок, сложен, обусловлен и непроизволен, что он ускользает от простейшего интуитивно-логического анализа.»
Элемент композиции ДОЖДЛИВОЕ ТАКСИ во внутреннем дворике музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе
Над кадиллаком высится парусник, у которого вместо паруса зонт. Вся эта конструкция с кадиллаком, женщиной, парусником, зонтиком называется «Дождливое такси». Внутри авто на сидящие фигуры льется дождь, но если опустить монетку, раскрывается зонтик, и дождь прекращается. Так было на выставке сюрреализма в Париже в 1938 году, но в музее Дали в Фигерасе мы этого уже не видели. Двигаемся дальше. Внутренний дворик с «Дождливым такси» был своего рода прихожей театра-музея. Зайдем теперь непосредственно в музей.


Большой зал музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе
Мы внутри главного помещения, по периметру которого на нескольких этажах расположены комнаты с произведениями Сальвадора Дали.
Дух захватывает, можно долго любоваться, но пора и на другие этажи. Там не менее интересно.
Экспонат музея-театра Сальвадора Дал
В одну из комнат очередь. Занимаем. Здесь выставлена знаменитая трехмерная композиция «Мэй Уэст». Это лицо американской актрисы, драматурга, сценариста и секс-символа Америки Мэй Уэст.
На эту композицию смотрят через линзу сверху.
Отстояв очередь, поднимаемся по лестнице к линзе. Пока стояли, вдоль стен комнаты видели много интересных работ Дали... Не отвлекаемся!
Смотрим через линзу:
Трехмерная композиция «Мэй Уэст» в театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе
Трехмерная композиция «Мэй Уэст» в театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе
Посмотрели. Идем дальше.
Воображение Дали создает самые причудливые композиции.
Воображение Дали создает самые причудливые композиции.
Даже росписи потолка и стен — эпатаж.
Чемодан Сальвадора Дали
Вот, например, чемодан Сальвадора Дали.
В музее-театре Сальвадора Дали в Фигерасе
Обилие очень интересных, неожиданных произведений Сальвадора Дали ошеломляет, и мы выходим в коридорчик отдохнуть, протереть очки и обсудить увиденное. Коридорчик сам по себе производит впечатление. Напоследок заходим в последний зал.
Где-то внизу, под этим куполом, покоится прах Сальвадора Дали.
Где-то внизу, под этим куполом, покоится прах Сальвадора Дали. Даже из своего захоронения он придумал еще при жизни сделать место, где люди задумываются о жизни, о Боге, о красоте, о вечном.

Мы вышли из музея, но в цену нашего билета входит также посещение музея ювелирных изделий Сальвадора Дали. А их много. Вот, например, крест. Тема креста  проявляется во многих работах Дали — в его картинах, в его скульптурах. И, как видим, в произведениях ювелирного искусства.
Ювелирное изделие Сальвадора Дали КРЕСТ
Неблагодарный труд — демонстрировать фото ювелирных изделий гения. Их надо видеть своими глазами, идти по длинному темному коридору, вдоль стен которого блестят подсвеченные экспонаты — драгоценности, созданные великим Сальвадором Дали. Но все же еще один экспонат мы покажем. Бьющееся рубиновое сердце Сальвадора Дали.


Это был музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Это был Фигерас.
До свиданья, Фигерас — волшебный город. В нем все как на этом фото. Мы в нем на рынке даже фиги купили практически задаром.


Про то, как на обратном пути из Фигераса мы заехали в Жирону, про самую лучшую парковку, про мосты через реку Оньяр, про исторический центр Жироны, про Кафедральный собор и лестницу 17 века к собору, про музей Кафедрального собора, про еврейский квартал Жироны читайте на странице Жирона (или Херона).

Про поездку по второстепенным дорогам с приключениями к горе Монсеррат, про испанскую полицию, про фуникулер и зубчатый поезд, про пешеходные тропы и красоты горы Монсеррат, про монастырь Монсеррат читайте на странице «Монсеррат — гора и монастырь».

четверг, 15 декабря 2011 г.

Монсеррат - гора и монастырь

Если вы взяли напрокат машину в Бланесе на три дня за 242 евро, вам ничего не остается как три дня подряд ездить по Испании, а не «загорать» в Бланесе. Если за радио заплачено, пусть играет на полную громкость! Поэтому мы снова собираемся в дорогу, за новыми приключениями и впечатлениями, на гору Монсеррат, в монастырь Монсеррат. Об этом монастыре мы узнали из рекламных брошюрок  и захотелось после вчерашней езды по Барселоне поехать на природу, а именно, на гору Монсеррат, на которой находится одноименный монастырь. Выезжаем утром. В этот раз мы решили a) сэкономить на платной дороге, b) проехаться по испанской глубинке и посмотреть, как живут испанцы в «глубинке», с) посмотреть, каковы бесплатные дороги в Испании. Наметили маршрут и поехали по дорожным указателям. Совет: никогда не ездите по дорогам Европы без навигатора!  Обязательно будете сбиваться с курса, путаться на развилках, крутиться но заколдованному кругу, что с нами и произошло. А спросить-то не у кого. Не видно людей ни на улицах, ни тем более на дорогах! Все заняты в «глубинке», никто не слоняется без дела. Города, через которые мы проезжали, все опрятные, ухоженные; дороги заасфальтированы, с разметкой, с дорожными указателями. Но мы все-таки  заплутали по-неопытности.
Хотели напрямик, а заехали в промзону (переработка отходов). В промзоне красотища вокруг, солнце светит, трава зеленая. Недалеко от дороги видны аккуратные промышленные корпуса. А людей как и везде нет. И вдруг видим живого человека! Испанца! Стоит к нам спиной, справляет малую нужду на колесо своего грузовика на площадке перед въездом на территорию предприятия. В чистеньком синем комбинезоне, машина его — мусоровоз — вся блестит на солнце. Чувствуя мое приближение, не оборачиваясь, рукой дает знак: подожди, закончу. Закончил, обернулся, смотрит вопросительно. На смеси жестов и английского объясняю, что нам надо в Монсеррат. Правильно ли едем? Не знаю, понял ли он вопрос, но ответ был настоящий, испанский! Повел меня к дороге, стал жестикулировать, показывать рукой то в одну сторону, то в другую, радостно и быстро что-то говорить, рисовать на земле схемы, ротонды (круговые развязки), периодически посматривая на меня, чтобы убедиться, все ли я понял. Я утвердительно кивал в ответ, хотя понял только одно  нам надо ехать обратно. Довольные друг другом, мы расстались. Едем обратно. В ближайшем городе на ротонде внимательно смотрим на указатели, но слова «Монсеррат» нигде не видно, зато видим полицейскую машину. Останавливаемся прямо за ней. И вот вам европейский феномен: полицию почти не видно, но как только вам потребуется ее помощь, полиция тут как тут.  Выхожу из машины, подхожу к полицейской машине. В ней двое полицейских   женщина (за рулем) и мужчина. Такой состав патруля мы и позже встречали. На английском спрашиваю, как доехать до Монсеррат. Переглядываются, женщина-полицейский на английском же спрашивает, кто мы. Документов не спрашивают.  Разобравшись, кто мы и чего мы хотим, выходят из своей машины, раскладывают на багажнике бумагу и начинают рисовать подробный план дорог и указателей, по которым мы должны выбраться на скоростную дорогу на Монсеррат. Эти замечательные испанские полицейские битых полчаса потратили на нас и снова сели в свою машину только тогда, когда мы подтвердили, что все поняли. Обратите внимание: это — местная полиция, несут службу далеко от туристских маршрутов, но один из полицейских свободно говорит на английском. Спасибо Вам, испанские полицейские! Вы нам очень помогли. Мы проехали по нарисованному вами плану и выбрались на скоростную автостраду. 



По автостраде едем без проблем. Указатели на Монсеррат вдоль дороги доводят нас до самого пункта назначения  горе Монсеррат. У подножья горы Монсеррат огромная парковка. Стоят туристические автобусы, автомобили. Длинный ряд касс под навесом. Изучив информационные табло, направляемся к кассе, чтобы выяснить, как вообще забраться на Монсеррат? Кассирша на английском спокойно объясняет, что лучше оставить машину здесь, купить билет на поезд. Он поднимет к монастырю, от монастыря на гору поднимет фуникулер. Билет на него можно купить сейчас или отдельно наверху. Можно и пешком. Вам решать. Покупаем билет туда-обратно на поезд и на фуникулер за 7.25 евро на человека и идем к поезду. Поезда ходят каждый час. Кроме нас никого пока нет. 




И вот мы на платформе ждем поезд, который нас поднимет к монастырю Монсеррат. 
И вот мы на платформе ждем поезд, который нас поднимет к монастырю Монсеррат
Подошел поезд. Теперь сидим, ждем, когда двери откроются на посадку. Не открываются. Кроме нас никого нет на платформе. Может потому и не открывают, что мы одни, и одних нас не повезут? Потом вспомнили электричку Бланес — Барселона. Надо же просто нажать кнопку на двери — дверь и откроется. Кондиционер внутри вагона работает. Нельзя держать двери открытыми. Надо экономить электроэнергию! И не надо бояться, что нас не повезут. Билеты проданы — повезут нас одних. Это не Россия — Испания!


Поезд называют зубчатым, кремальерой, горным поездом, потому что помимо двух обычных рельс есть еще одна рельса  зубчатая. С помощью зубчатой передачи поезд медленно, но надежно поднимается в гору. Мы в поезде одни.



Ждем недолго. Машинисты занимают свои места, поезд трогается и везет нас к монастырю Монсеррат. Внизу остается наша машина на бесплатной парковке.


Из окна поезда открываются захватывающие виды на долину у подножья Монсеррат.
Открывается захватывающий вид на долину у подножья Монсеррат
Поезд хоть и зубчатый, но движется довольно шустро. На видео слышен характерный звук горного поезда.



Изумительная панорама.
Изумительная панорама открывается при подъеме на гору Монсеррат
Видны пешеходные тропы, по которым можно самостоятельно подняться на гору Монсеррат.
Видны пешеходные тропы, по которым можно самостоятельно подняться на гору Монсеррат.
Вдоволь налюбовавшись на пейзажи из окна поезда, неожиданно скоро мы приехали наверх, к точке назначения. Выходим на площадку перед монастырем. Но это не конечный пункт. Здесь — собор Монсеррат, музей, отель, торговые точки, рестораны и пр. Туалет, кстати, лучший в Испании, по-нашему мнению. И запахи в нем как в парфюмерном магазине. Здесь уникальная библиотека, конференц-зал, в котором, судя по сайту монастыря, часто проходят международные конференции, симпозиумы, и монастырь зарабатывает на этом. Отель-то у монастыря замечательный. А окружающая обстановка божественная.


У монастыря Монсеррат
Вот они какие — монастырь Монсеррат и одноименная гора.
Монастырь и гора Монсеррат
Согласитесь, Монсеррат — гора неповторимой красоты. На этой горе и был построен монастырский комплекс в честь Божьей Матери. Известно, что здесь служат около 80 монахов, принадлежащих к ордену Бенедикта, но мы ни одного монаха не видели. Может быть, мы их просто не заметили, но трудно просмотреть людей в сутане темно-серого цвета с капюшоном. В основном, мы видели здесь туристов, но гора Монсеррат — прежде всего святое место для верующих, и они поднимаются сюда, чтобы быть ближе к Богу и говорить с ним. По легенде ангелы от скуки распилили горы и отсюда название Монсеррат — распиленная гора. Гора Монсеррат состоит из множества скал причудливой формы. Многие из них получили имена — «Брюхо епископа», «Мумия» и пр. Природный комплекс, прилегающий к монастырю, является Национальным парком Каталонии. Монастырь ордена Бенедикта был заложен на горе Монсеррат в 1025 году, а к 12 веку сложился архитектурный ансамбль такой, каким мы видим его сегодня. И это несмотря на то, что монастырь был сожжен и разрушен Наполеоном, а потом восстанавливался в течение 100 лет усилиями общины Ордена Бенедикта и каталонцев. Только в этом монастыре во времена Франко проводились службы на запрещенном тогда каталонском языке.
Монастырь и гора Монсеррат
Осмотревшись немного, мы решили сначала подняться на самую гору, а уж на обратном пути посетить монастырь. Ведь монастырь на высоте 720 метров над уровнем моря, а нам хотелось выше, — высота горы Монсеррат 1200 метров. На гору будем подниматься на фуникулере. Вот с этой станции:
Станция фуникулера на горе Монсеррат
Садимся в вагончик фуникулера. Вернее сесть не удалось. Вагончик не очень большой, а народу достаточно. Стоим, конечно, но не как сельди в бочке. Можно даже сфотографировать через прозрачную крышу уплывающий вниз монастырский комплекс Монсеррат.
Через прозрачную крышу фуникулера видно уплывающий вниз монастырский комплекс Монсеррат
А везет нас вот такой механизм:
Механизм фуникулера
И вот мы наверху. Справа внизу - конечная станция фуникулера. Дальше только пешком.
Вид с горы Монсеррат на монастырский комплекс Монсеррат. Справа внизу - конечная станция фуникулера.
В природном Национальном парке Монсеррат есть десяток пешеходных маршрутов. Один краше другого. Мы сначала идем туда, куда все идут. Пешеходная дорожка слишком благоустроена. 




Благоустроенная пешеходная тропа на горе Монсеррат
Но ходить строем нам не по нраву, и мы выбираем местечки, «куда не ступала нога человека».
В Национальном парке Каталонии Монсеррат
Можно стоять и часами любоваться на красоту Земли с высоты горы Монсеррат.
Можно стоять и часами любоваться на красоту Земли с высоты горы Монсеррат.
Но мы идем дальше по тропе, и на больших расстояниях людей уже почти не видно. Вон только мы в центре кадра, да еще один-два путешественника.
Пешеходная тропа в горах Монсеррат
Пешеходная тропа в горах Монсеррат
Еще выше часовня (так мы ее назвали), у которой все делают привал.
Вид с горы Монсеррат
 И вот уже снимок, сделанный на самом верху. Внизу под камнем слева виден монастырский комплекс Монсеррат.
Вид с горы Монсеррат
Теперь идем обратно. До свиданья, вершины горы Монсеррат!
Вершины горы Монсеррат
Спускаемся вниз на фуникулере.


К монастырю Монсеррат.
Монастырь Монсеррат
Монастырь Монсеррат
Направляемся к собору Монсеррат.

Фасад монастырского собора Монсеррат. Часы показывают 5 вечера. У нас ужин в семь в Бланесе. До Бланеса около 100 км., но мы спокойны. Пообвыклись на испанских дорогах. Успеем без проблем.
Фасад монастырского собора Монсеррат
Заходим в собор Монсеррат.

В 13-00 ежедневно играют органы и поет хор мальчиков «Эсколания» (не в летние каникулы), но сейчас вечер, и мы этого не услышим. Не повезло.
В монастырском соборе Монсеррат
Главное сокровище монастыря — деревянная фигура в романском стиле, изображающая Святую Марию Монсеррат. Она находится в базилике над главным Алтарем.
Монсеррат — удивительное место. Уникальная природа, какой-то особый дух религиозного центра, уникальные культурные ценности, предметы искусства. Здесь святилище Богоматери и бенедиктинский монастырь принимают почти тысячу лет паломников и посетителей. В этот раз среди них были и мы. До свиданья, Монсеррат — гора и монастырь!

Об аренде испанского автомобиля, о поездке на нем с приключением в Барселону, о посещении в Барселоне Храма Саграда Фамилия и Дома Мила архитектора Антонио Гауди, о восхождении к Национальному Дворцу Каталонии в Барселоне читайте и смотрите фото и видео на предыдущей странице «Ошеломительная Барселона  2».

Про поездку в Фигерас по дороге N-II, про дорожную аварию и пробку, в которой мы стояли, про город Фигерас, про музей-театр Сальвадора Дали, про удивительные экспонаты музея, про ювелирное бьющееся сердце читайте на странице «Музей Сальвадора Дали в Фигерасе».

вторник, 29 ноября 2011 г.

Ошеломительная Барселона - 2

Придя в себя от первой поездки в Барселону на электричке, мы через три дня решили отправиться в очередную поездку и посмотреть в Барселоне творения Гауди, Национальный Дворец и, если останется время, побывать на горе Монтжуик, а вечером еще посмотреть светомузыкальные фонтаны. Такой скромный замысел за один день не только пешком, — на Bus Turistic не осуществить (про Barselona Bus Turistic читайте предыдущий пост Ошеломительная Барселона). Поэтому мы решили взять напрокат машину. Ведь на испанском автобусе и испанской электричке мы уже ездили, а на испанской машине нет. Взять напрокат машину в Испании легко. В нашем отеле «Беверли Парк» на reception лежит каталог машин напрокат. Выбираем машину, подходящую нам по классу и цене, а именно испанскую — Seat Leon класса K с автоматической коробкой передач. Это чуть дороже, чем с механической, но в условиях такого оживленного города как Барселона автоматическая коробка незаменима. Барселона от Средиземного моря поднимается в гору, а на дорогах с уклоном и в незнакомом городе лучше ездить в машине с коробкой-автоматом и с навигатором... В-общем, мы сделали правильный выбор. Спросили портье на reception как заказать эту машину из каталога? Не вопрос!
Портье звонит в прокатную фирму и приглашает ее представителя подъехать к отелю на выбранном нами автомобиле в согласованное с нами время. Подъехал представитель фирмы Виталий (родом из Казахстана, 10 лет назад натурализовался в Испании), попросил загранпаспорт, водительское удостоверение международного образца, взял с нас 242 евро за три дня проката с полной страховкой и 200 евро залога (сказал, вернут на reception, когда вернем машину и ключи от нее). Через 15 минут мы уже осматривали машину, на руках у нас были договор, а документы на машину — в бардачке. «Бак», — сказал Виталий, — «заправлен, столько же и вернете, забирайте машину.»
Мы были очень довольны. Вот вроде и фирма русскоязычная, а все же испанская, и все быстро, удобно, цивилизованно и легко. Теперь-то мы знаем, что явно тогда переплатили, что можно и нужно заказывать автомобиль не на месте, а по Интернету в прокатных фирмах в аэропортах, куда собираетесь прилетать (это всегда дешевле — раза в два!), а заказать и оплатить автомобиль по Интернету можно хоть за год вперед. И предварительный заказ всегда дешевле. А в день прилета вас будут ждать в аэропорту представители фирмы, чтобы вручить вам автомобиль. Туда и вернете авто при вылете обратно. Но тогда мы этого еще не знали, были очень довольны, сели в авто и отправились в Барселону. Итак,

в Барселону на автомобиле

Навигатора у нас нет, есть карта, которую нам презентовал представитель фирмы. Едем и смотрим на дорожные указатели. По дорожным указателям на дорогах Испании можно ездить и без навигатора. Нам нужна дорога AP-7. Это платный автобан. По нему 83 километра до Барселоны проедем за час. Перед въездом на платную дорогу видим автозаправку. Надо бы заправиться под завязку, чтобы проблем в дороге не возникало. Заезжаем на заправку. И только здесь возникает вопрос, а что заливать-то в бак? Не спросили у Виталия, на каком бензине машина ездит! А кто может знать? Да персонал автозаправки наверняка знает! Теперь представьте себе испанскую королеву бензоколонки, к которой подходит некто и пытается выяснить на плохом английском: «Я, мол, водитель вон той машины. Не скажете, какую марку бензина мне нужно?» Смеется королева. Говорит, посмотрите документы на машину, там все написано. Заглядываем в бардачок. Находим нужный документ. Действительно написано! Дизельное топливо! Самое экономичное и дешевое! А сколько же заливать? Раздумывая, вставляю пистолет в бензобак, ручку пистолета нажимаю для проверки, и топливо вдруг полилось без предварительной оплаты! Ошибка какая-то. Ошибка ошибкой, но заливаю бак под завязку, и потом у кассы выясняется, что так и надо. Сначала залить, а потом отогнать машину и расплатиться. Очередей никаких. Подъехал, залил, отъехал. Не расплатился и уехал? Себе дороже! Не советуем.
Ездить по дорогам Испании одно удовольствие. Про автобан мы уж не говорим. Песня! Но и в городах ездить легко. Перекрестки со светофорами — редкость. Развязки в основном круговые. Испанцы их называют «ротондами». Въезжаешь на ротонду, когда на ней нет помех, и едешь по кругу до нужного съезда. Тебе никто не мешает, и ты — никому. Барселона — старый город, перекрестки часто узкие, для ротонд места нет, но зато водители предупредительны! Ждут, уступают дорогу друг другу. Так что вроде большой шумный город Барселона, а ездить по нему легко и приятно.

Барселона Гауди

Но нам надо до собора «Саграда Фамилия» Гауди добраться. Выбираемся на улицу Диагональ и доезжаем по ней почти до самого собора. Только нужно с Диагонали вовремя на правильную дорогу свернуть (дороги в этом месте узкие и односторонние), и через пару минут мы на месте, но где запарковать машину? Бесплатно на обочине практически невозможно. Мы и не стали терять время на поиски. Подземных платных парковок полно. В одну из них мы и нырнули. Не помню уже на какой подземный этаж мы съехали. но мест много. Стой  не хочу. За 4 евро в час. Это, конечно, дорого, но место-то бойкое. Подальше от собора «Саграда Фамилия» можно запарковать машину и за 1.5-2 евро в час.
Вот где — на парковках — мы ощутили преимущество хетчбэка перед седаном и поняли, почему почти не видно седанов в Испании. Седан попросту не протиснулся бы на очень узких заездах и выездах на парковку. Но у нас хетчбэк Seat Leon, и мы, оставив его под землей и взяв талон с отметкой о времени начала парковки, выбираемся наверх, к собору Саграда Фамилия. На парковке, кстати, система такая же как на автозаправках. Сначала пользуешься, потом платишь.


Собор «Саграда Фамилия» по проекту Антонио Гауди облеплен строительными кранами, строительными лесами и так будет еще как минимум до 2026 года (по данным правительства Испании), ...
Собор «Саграда Фамилия» по проекту Антонио Гауди облеплен строительными кранами
... но туристический поток это не сдерживает.
За нашей спиной на противоположной стороне улицы видите очередь? Стоят за билетами. Мы тоже постояли, но оказалось недолго, — очередь движется быстро, потому что касса не одна. Покупаем билеты (не дешевые — 12 евро с человека, на святое дело не жалко) и заходим.


Внутри собора празднично, светло и все пронизано светом.
Внутри Храма Саграда Фамилия по проекту Гауди в Барселоне все пронизано светом
Хотя не только снаружи, но и внутри идут строительные работы.


Уже на выходе из собора мы обнаружили лесенку к лифту, который поднимал посетителей на самый верх, и откуда можно наблюдать панораму Барселоны. Мы по незнанию двинулись было к лифту, но нас осадила служба порядка. Извините, на лифт очередь. И немалая. Просто она в глаза не бросается. И лифт стоит дополнительных денег. Не стали стоять. Панораму Барселоны увидим с высоты Национального Дворца.
Мы по ошибке называем «Саграда Фамилия» собором, хотя это никакой не собор. Собор — это епархиальный храм, и таковым в Барселоне является Кафедральный собор Святой Евлалии в Старом городе, с которого мы начинали знакомиться с Барселоной. Тем не менее люди называют строящийся сооружение собором, но строится оно на участке, не принадлежащем Церкви, и исключительно на частные пожертвования. Уже после нашего отъезда из Испании Папа Римский Бенедикт XVI 7 ноября 2010 года освятил Храм Саграда Фамилия, и теперь в нем можно совершать ежедневные богослужения.
Храм Саграда Фамилия по проекту Антонио Гауди в Барселоне
Строительство Храма началось давно на пустоши за пределами Барселоны, а с 1882 года его возглавил Антонио Гауди, который перепроектировал и далее строил Храм по своему проекту вплоть до своей смерти в 1926 году. Сейчас Храм Святого Семейства продолжает строиться по проектам Гауди. У Храма несколько фасадов — Рождения, Жизни, Смерти, Воскресения и Славы Вознесенного Иисуса Христа.
Храм Саграда Фамилия по проекту Антонио Гауди в Барселоне
Храм Саграда Фамилия по проекту Антонио Гауди в Барселоне
Время поджимает, и нам пора двигаться дальше.
Храм Саграда Фамилия по проекту Антонио Гауди в Барселоне
Много раз по телевизору, по каналу «Культура», мы видели и слышали про дом Гауди, и поэтому не терпелось посмотреть его своими глазами. Посмотрели по карте, где этот Дом. Разобрались. Надо выезжать на проспект Диагональ, а с него свернуть на Пассеч-де-Грасиа (Passeig de Gràcia). Дом Гауди в паре кварталов от поворота. Едем. Да вот и он  Дом Гауди!
Дом Мила (Casa Mila) по проекту Антонио Гауди в Барселоне
Но мы проезжаем мимо остановиться негде. Ищем парковку. Наконец, видим знак подземной парковки, ставим машину под землю, а, выйдя с парковки на улицу с другой стороны, не можем сориентироваться: где Дом-то? Спрашиваем у прохожих: «Donde casa Gaudi?», то есть где Дом Гауди? Люди разводят руками! Пожимают плечами! Видимо, наш испанский подкачал, вряд ли испанцы не знают, где Дом Гауди. Дом-то где-то рядом. Обошли квартал кругом и  неожиданно вышли на него.


Потом-то мы поняли, что спрашивать надо было про Дом Мила. Этот дом Гауди построил в 1910 году, и это была его последняя светская работа. После Дома Мила он полностью отдал себя работе над Храмом «Саграда Фамилия». Жители Барселоны сначала не восприняли Дом Мила и называли его Педрера, La Pedrera (каменоломня), но потом привыкли и стали гордиться домом. Так водится у людей. Сначала все нетрадиционное принимают в штыки, а потом выясняется, что дом вошел в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Ни одной прямой линии.
Дом Мила (Casa Mila) по проекту Антонио Гауди в Барселоне
Каждый блок Дома Мила делался индивидуально, поэтому Дом получился дорогой.
Дом Мила (Casa Mila) по проекту Антонио Гауди в Барселоне
Все здание — собственность местной Сберегательной кассы. Касса использует часть площадей под выставочную деятельность, но в доме еще расположены офисы, а в некоторых квартирах люди живут. Может поэтому некоторые окна задернуты шторами.
Дом Мила (Casa Mila) по проекту Антонио Гауди в Барселоне
Люди слева стоят за билетами на вход. Справа от нас — всяческие сервисы и магазинчики для туристов.
Дом Мила (Casa Mila) по проекту Антонио Гауди в Барселоне
Ну что? Будем стоять в очередь? Или ну ее?
Дом Мила (Casa Mila) по проекту Антонио Гауди в Барселоне
Очередь движется медленно, запускают мелкими порциями. Решили не стоять. Мы — в нижнем правом углу.
Дом Мила (Casa Mila) по проекту Антонио Гауди в Барселоне
Еще раз оглядываемся на чудо, сотворенное Гауди, и отправляемся к Национальному Дворцу. Если бы мы поехали по этой великолепной улице Пассеч-де-Грасиа, на которой стоит Дом Мила, то попали бы прямиком на Площадь Каталонии, вокруг которой мы уже неплохо ориентируемся, а проезжали бы мы мимо еще одного Дома Гауди — Дома Бальо. Этот жилой дом еще великолепнее. Но получилось так, что мы уже мчимся по проспекту Параллель к Площади Испании, оставив внизу памятник Колумбу и Музей Мореплавания.

Национальный Дворец Каталонии в Барселоне

На Площади Испании — круговое движение. С большой ротонды нам надо свернуть на улицу, ведущую к Национальному Дворцу. Будь у нас навигатор, он бы подсказал, в какой ряд на круговом движении нам надо вписаться, чтобы можно было свернуть. Но навигатора у нас нет. Совершив несколько кругов на Площади Испании, сворачиваем, наконец, на Avinguda de la Reina Maria Cristina. Эта улица фонтанов почти упирается в Магический Фонтан, но здесь же она и заканчивается. Куда ехать? Вправо, влево? Сворачиваем влево. Дворец-то вон он. Видим его, но надо где-то запарковать машину. На улице стоянок нет. Замечаем знак подземной парковки и с облегчением ныряем под землю. О-ля-ля! Вот это парковка! Когда по-возвращении обратно мы стали интересоваться, где платить за парковку, выяснилось, что платят на reception отеля Fira Palace. Парковка принадлежит отелю, но мест на ней полно, и машины там стоят не только клиентов отеля. Фойе отеля Fira Palace, где находится reception,  тоже о-ля-ля! Одним словом, мы в первый раз увидели, что такое пятизвездочный отель. Но речь не о нем.
От отеля пешком (это совсем рядом) быстро добираемся до лестницы, ведущей к Национальному Дворцу Каталонии...
За спиной - Национальный Дворец Каталонии в Барселоне
... и направляемся к эскалатору. На видео видно за двумя рыжими колоннами — Площадь Испании, по которой мы кружили на своем Seat Leon.


Национальный Дворец Барселоны (Palau Nacional) с первого взгляда кажется совершенно древним историческим зданием, возраст которого несколько веков, но на самом деле это здание было построено к открытию Всемирной Выставки 1929 года. Первоначально здание было спроектировано в модернистском стиле, но потом решено было строить его в национальном стиле, стиле neo baroque. С 1939 года в здании расположен Национальный Музей Каталонского Искусства (MNAC — Museu Nacional d’Art Catalunya). В 1992 году в Барселоне проходили Олимпийские игры, и здание Дворца (его купол) реконструировалось. Поднимаемся к Дворцу на эскалаторе, хотя можно и пешком по лестнице.


Сверху, от Национального Дворца Каталонии открывается панорама Барселоны.
Сверху, от Национального Дворца Каталонии открывается панорама Барселоны.
В центре зеленеет Магический Фонтан. Мы его еще увидим в свое время, когда стемнеет. Светомузыкальное шоу под классическую, рок- и поп-музыку длится около 2 часов.
На самом верху, около Дворца, есть несколько рядов широкой лестницы, и на ней, как в зрительном зале, располагаются зрители, чтобы любоваться Барселоной. И часто перед ними около ограды выступают разные самодеятельные артисты.
В Барселоне американские музыканты поют антивоенную песню
Вот и сейчас смотрим и слушаем, как американские музыканты поют антивоенную песню, в которой досталось и американскому президенту, и нашему, конечно, тоже.


Еще раз смотрим на Барселону сверху.
Панорама Барселоны. В центре - Храм Саграда Фамилия по проекту Антонио Гауди
Вдали видно Храм Саграда Фамилия. Пора возвращаться в Бланес. Там нас ждет ужин и море. Теперь только в следующий раз облазим гору Монтжуик, посмотрим Дом Костей по проекту Гауди, побываем в парке Гуэль, где, говорят, «застыли в камне бурные эмоции Гауди», посмотрим и послушаем светомузыкальное шоу фонтанов перед Национальным Дворцом Каталонии. А сегодня и без того мы полны впечатлениями. Ошеломительная Барселона!

Про поездку по второстепенным дорогам с приключениями к горе Монсеррат, про испанскую полицию, про фуникулер и зубчатый поезд, про пешеходные тропы и красоты горы Монсеррат, про монастырь Монсеррат читайте на странице «Монсеррат — гора и монастырь».

Про поездку в Барселону на электричке, про Барселону, про достопримечательности Готического квартала и квартала Ривера, про Кафедральный собор Барселоны, про прогулку по Бульвару Ла Рамбла и по набережной Барселоны, про рынок Бокерия, про памятник Христофору Колумбу, про удивительный театр Каталонской музыки читайте и смотрите (фото, видео) на предыдущей странице Ошеломительная Барселона.