четверг, 29 декабря 2011 г.

Музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Перелистывая альбом «Сальвадор Дали» с иллюстрациями его странных картин, написанными, как может показаться, безумным человеком, всякий раз поражаешься его фантазии и непредсказуемости. Картины Сальвадора Дали притягивают как магнит, что-то в них есть завораживающее. Иногда кажется, что его работы просто эпатаж, что он подсмеивается над зрителем, но смотреть-то жутко интересно. В-общем, гений.
До поездки в Испанию мы даже представить себе не могли, что увидим своими глазами многие из работ Дали, увидим обстановку, в которой он создавал свои шедевры, увидим, наконец, в натуре «сюрреализм — реакционное, упадническое течение в литературе и искусстве, в котором большое значение играют сновидения, галлюцинации и бред, яркий образец разложения буржуазной культуры эпохи империализма», как написано в предисловии к альбому «Сальвадор Дали», изданному еще в советское время. И вот, как говорил Остап Бендер, «сбылась мечта идиота»: мы едем в Фигерас — город, где родился Сальвадор Дали, где есть удивительный музей-театр, спроектированный и построенный им самим, и в подвале которого он и был похоронен.
Мы выезжаем из Бланеса утром и направляемся на дорогу N-II, иногда она становится дорогой А-2, потом снова превращается в N-II. Это — бесплатная дорога. Конечно, по платной AP-7 мы долетели бы до Фигераса за час, поскольку всего-то 80 км., но мы едем по бесплатной N-II, которая просто меньше AP-7, с двусторонним движением, но качество дорожного полотна такое же превосходное. Жерона — на полпути от Бланеса к Фигерасу. Но мы не будем терять времени на Жерону, заедем в Жирону на обратном пути, ведь неизвестно, как долго мы будем в Фигерасе. Итак, поехали. Вот как выглядит бесплатная дорога N-II — дублер платной AP-7.

Эти две дороги идут почти параллельно, иногда пересекаясь, то есть N-II ныряет под эстакаду AP-7 с одной стороны и выныривает с другой. Вообще, при хорошем раскладе и по платной и по бесплатной дороге можно доехать от Бланеса до Фигераса за одно и то же время — за час. Тогда вопрос: чем отличается бесплатная N-II от платной AP-7? Ответ: вероятностью возникновения пробок. В такую пробку мы и попали. Машины вдруг начали тормозить, пока ни выстроились в длинную очередь на пару километров, продвигались вперед рывками, а некоторые машины разворачивались и уезжали. Возможно, уезжали на AP-7. Но мы стояли и передвигались как и большинство, пока не доехали до источника пробки. Авария произошла на перекрестке.

Дальше мы двигались опять без остановок. То что задержались на час, мы не жалели. Зато выходили подышать осенним воздухом, любовались природой и посмотрели как оперативно работают службы  полиция, медики, дорожные службы. Тоже ведь интересно. Совсем скоро Жирона осталась слева, и через полчаса мы уже въезжали в Фигерас. У нас не было не навигатора, ни карты Фигераса, мы как въехали в город, так и двигались только прямо, пока не доехали до площади с круговым движением, на которой оказался рынок, а рядом с ним подземная парковка. В нее мы и занырнули. На парковке поинтересовались, где музей Сальвадора Дали. Нам сказали, что он совсем рядом. Надо пройти через La Rambla, и музей будет в двух шагах.
Оставив машину на подземной платной стоянке, мы вышли на площадь и осмотрелись в центре Фигейреса. Здесь все нам понравилось. Все неожиданно, опрятно, уютно и красиво. Волшебный город!
Перешли на улочку, ведущую к La Rambla и музею Сальвадора Дали.
И вот мы уже пересекли La Rambla (она у нас за спиной). Фактически местная Ла Рамбла  такой уютный тенистый парк. Тихо и не суетливо. Это Ла-Рамбла в Фигерасе. Ла Рамбла переводится как проспект. Также как и в Барселоне это улица для прогулок. Еще у нас за спиной слева видно небольшой монумент. Narcís Monturiol Estarriol  каталонский инженер, художник и интеллектуал. Это ему монумент. Он был изобретателем первого двигателя внутреннего сгорания управляемой подводной лодки. Фигерас помнит и чтит своих выдающихся горожан. Идем дальше.
Яйца на крыше музея Сальвадора Дали в Фигерасе
А вот и знаменитые яйца на крыше музея Сальвадоро Дали. Музей возник на развалинах здания бывшего городского театра, сгоревшего во время гражданской войны 1939 года. Здание выкупил Дали в 1970 году и на свои деньги сделал с ним то, что мы видим сегодня. Открылся музей Сальвадора Дали в сентябре 1974 года.
Музей Сальвадора Дали в Фигерасе
Мэр Фигераса, предложивший Дали купить здание, не прогадал. Люди специально приезжают в Фигерас, чтобы посетить этот музей, получают удовольствие от увиденного и, покупая билеты, непрерывно пополняют казну Фигераса. 11 евро стоит билет. Мы покупаем билеты и во внутреннем дворике занимаем очередь. Желающих много. Пока продвигается очередь, осмотриваем дворик музея.
Во дворе музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе
Кто-то, похожий на Сальвадора Дали с телевизором во лбу.
Во дворе музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе: живописец Менсонье.
Это  живописец Менсонье.
Во дворе музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе: реальная лестница, переходящая в ее изображение.
Это реальная лестница, переходящая в ее изображение.

Но вот подошла наша очередь, и мы заходим в музей Сальвадора Дали.

Внутренний дворик музея-театра Сальвадора Дали
Зашли внутрь здания, во внутренний дворик, в своего рода прихожую. Цилиндрическое помещение, в центре которого находится кадиллак Сальвадора Дали.
Внутренний дворик музея-театра Сальвадора Дали с композицией ДОЖДЛИВОЕ ТАКСИ
Люди заглядывают через разбитое стекло внутрь кадиллака. Заглянем туда и мы. За рулем Гала — жена, спутница жизни, любовь, муза Дали, на заднем сиденье сам Дали с дырой в груди. Не верите? Загляните внутрь, но только после нас.

Трудно сказать, для чего Дали поставил на капот женщину, «приятную во всех отношениях», поставил и поставил. Так было надо. Такой был у него внутренний позыв. Сам Сальвадор Дали так сказал однажды о своих работах: «Тот факт, что во время работы я сам не понимаю своих собственных картин, не означает, что они бессмысленны; напротив, их смысл настолько глубок, сложен, обусловлен и непроизволен, что он ускользает от простейшего интуитивно-логического анализа.»
Элемент композиции ДОЖДЛИВОЕ ТАКСИ во внутреннем дворике музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе
Над кадиллаком высится парусник, у которого вместо паруса зонт. Вся эта конструкция с кадиллаком, женщиной, парусником, зонтиком называется «Дождливое такси». Внутри авто на сидящие фигуры льется дождь, но если опустить монетку, раскрывается зонтик, и дождь прекращается. Так было на выставке сюрреализма в Париже в 1938 году, но в музее Дали в Фигерасе мы этого уже не видели. Двигаемся дальше. Внутренний дворик с «Дождливым такси» был своего рода прихожей театра-музея. Зайдем теперь непосредственно в музей.

Большой зал музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе
Мы внутри главного помещения, по периметру которого на нескольких этажах расположены комнаты с произведениями Сальвадора Дали.
Дух захватывает, можно долго любоваться, но пора и на другие этажи. Там не менее интересно.
Экспонат музея-театра Сальвадора Дал
В одну из комнат очередь. Занимаем. Здесь выставлена знаменитая трехмерная композиция «Мэй Уэст». Это лицо американской актрисы, драматурга, сценариста и секс-символа Америки Мэй Уэст.
На эту композицию смотрят через линзу сверху.
Отстояв очередь, поднимаемся по лестнице к линзе. Пока стояли, вдоль стен комнаты видели много интересных работ Дали... Не отвлекаемся!
Смотрим через линзу:
Трехмерная композиция «Мэй Уэст» в театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе
Посмотрели. Идем дальше.
Воображение Дали создает самые причудливые композиции.
Даже росписи потолка и стен — эпатаж.
Чемодан Сальвадора Дали
Вот, например, чемодан Сальвадора Дали.
В музее-театре Сальвадора Дали в Фигерасе
Обилие очень интересных, неожиданных произведений Сальвадора Дали ошеломляет, и мы выходим в коридорчик отдохнуть, протереть очки и обсудить увиденное. Коридорчик сам по себе производит впечатление. Напоследок заходим в последний зал.
Где-то внизу, под этим куполом, покоится прах Сальвадора Дали.
Где-то внизу, под этим куполом, покоится прах Сальвадора Дали. Даже из своего захоронения он придумал еще при жизни сделать место, где люди задумываются о жизни, о Боге, о красоте, о вечном.

Мы вышли из музея, но в цену нашего билета входит также посещение музея ювелирных изделий Сальвадора Дали. А их много. Вот, например, крест. Тема креста  проявляется во многих работах Дали — в его картинах, в его скульптурах. И, как видим, в произведениях ювелирного искусства.
Ювелирное изделие Сальвадора Дали КРЕСТ
Неблагодарный труд — демонстрировать фото ювелирных изделий гения. Их надо видеть своими глазами, идти по длинному темному коридору, вдоль стен которого блестят подсвеченные экспонаты — драгоценности, созданные великим Сальвадором Дали. Но все же еще один экспонат мы покажем. Бьющееся рубиновое сердце Сальвадора Дали.

Это был музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Это был Фигерас.
До свиданья, Фигерас — волшебный город. В нем все как на этом фото. Мы в нем на рынке даже фиги купили практически задаром.

Про то, как на обратном пути из Фигераса мы заехали в Жирону, про самую лучшую парковку, про мосты через реку Оньяр, про исторический центр Жироны, про Кафедральный собор и лестницу 17 века к собору, про музей Кафедрального собора, про еврейский квартал Жироны читайте на странице Жирона (или Херона).

Про поездку по второстепенным дорогам с приключениями к горе Монсеррат, про испанскую полицию, про фуникулер и зубчатый поезд, про пешеходные тропы и красоты горы Монсеррат, про монастырь Монсеррат читайте на странице «Монсеррат — гора и монастырь».